Проект "Малая космическая одиссея" успешно реализован
Красноярский Дом науки и техники

В декабре 2020 года Красноярский Дом науки и техники закончил реализацию проекта "Малая космическая одиссея". 

Важнейшим результатом проекта стало создание уникальных авторских материалов, направленных на раннюю профориентацию школьников, развитие молодежного научно-технического творчества и вовлечение подростков в исследовательскую деятельность, построение непрерывной цепочки качественного профессионального образования в интересах высокотехнологичных промышленных предприятий страны. Проект позволил повысить престиж инженерных специальностей, вызывать у молодежи стремления к созидательной деятельности, сформировать у участников интерес к таким важнейшим отраслям как космонавтика и ракетно-космическая промышленность, которые всегда были гордостью нашей страны, «локомотивом» всей национальной экономики и обороноспособности. Созданная за время проекта единая команда, которая объединила школьников, учащихся технических колледжей, студентов технических вузов, летчиков-космонавтов, работников и ветеранов ракетно-космической отрасли для передачи опыта и знаний, позволила создать непрерывную систему дополнительного профессионального образования в области космонавтики, привлечь молодежь к научно-исследовательской деятельности, решить проблему вовлечения и закрепления кадров для высокотехнологичных предприятий Красноярского края. Оборудованная штаб-квартира проекта и специализированная площадка в Доме науки и техники в самом центре города Красноярска позволила привлечь участников со всего города, что в настоящий момент проблематично, так как школы и университеты ограничены в площадях. В Доме науки и техники в результате проекта оборудовано место, где могут собираться и проводить мероприятия педагоги и школьники из всех учебных заведений Красноярска.

Установленное современное оборудование для проведения онлайн мероприятий позволяет подключиться к процессу участникам из отдаленных городов и сел, что было опробовано в ходе проекта. На прямую связь с участниками выходил летчик-космонавт, лекторы из других городов. Более того, внезапно начавшаяся пандемия не остановила проект. Использование дистанционных средств обучения и современных информационных технологий позволило значительно расширить географию участников, привлекая школьников и воспитанников детских домов Красноярского края, Московской области, Ямало-ненецкого округа и даже Донецкой народной республики. Разработанные, размещенные на сайте и изданные под руководством летчика-космонавта А. Лазуткина уникальные обучающие материалы решили проблему методического обеспечения дополнительного научно-технического образования молодежи в области космонавтики и естественно-научного образования. Посредством образовательной программы «Планета Х» была организована серия практических занятий, направленных на изучение окружающего мира. Занятия проводились в игровой форме. Была использована легенда об исследовании чужой (неизвестной) планеты, которая изменила атмосферу обучения. Практические занятия воспринимались как игра в будущее. Использование в программе технических средств Международной космической станции приблизило игровую ситуацию к реальной. Вся программа практических задач состояла из блоков предполетных и полетных заданий. Исследовательские работы школьников тесно сочетались со школьной программой. Ботаника, зоология, физика, химия - все эти предметы преподаются в школе только с одной целью – рассказать и показать учащимся, как устроен мир, в котором мы живем. Программа «Планета Х» дала возможность школьникам самостоятельно применить накопленные в школе знания по различным дисциплинам для изучения (познания) окружающего мира. С одной стороны, это способствовало закреплению теоретического материала, который дается в школах. С другой стороны, данная работа позволила школьникам почувствовать значение знаний в жизни современного человека. Таким образом, проект значительно повышал мотивацию к изучению школьных предметов для того, чтобы использовать их в проекте.

Хороший эффект был получен за счет того, что к участию были привлечены школьники из разных населенных пунктов. Сравнив результаты исследований того места, где они проживают, с другими, удаленными за сотни или тысячи километров, школьники получили более полную картину окружающего мира. Можно с уверенностью сказать, что при широком географическом охвате зон изучения у школьников сформировалось более широкое восприятие мира, чем при наблюдении из собственного дома. Можно надеяться, что в этом случае у них будет формироваться планетарное мышление. Проведение занятий в детских домах позволило приобщить к проекту ту часть школьников, которая зачастую не имеет возможности участия в таких мероприятиях как общение с реальными специалистами предприятий, а уж тем более космонавтами. Выполнив проекты и получив отзывы космонавта, воспитанники приобрели уверенность, что они смогут достигнуть своей мечты, приобщившись к легендарным покорителям космоса. Одним из критериев оценки значимости реализованного проекта можно считать количественный показатель участников проекта, высокое число посетителей сайта проекта и виртуальной космической лаборатории, а также пожелания продолжить реализацию проекта. Для оценки проекта использованы также отзывы, которые были получены от участников.

Кузнецов Арсений: «Проект МКО – это интересный и необычный проект, связанный с космосом. МКО – хорошее начало для развития школьников, увлекающихся наукой. Мы прошли различные задания и создали свой проект, который подарил нам неоценимый опыт. Также планировалось посетить предприятия и музеи ракетно-космической техники, но ввиду пандемии это не удалось в полном объеме. Но ничего, ещё всё впереди». Дашкова Дарья: «На МКО я узнала много нового, было интересно поучаствовать в проектной деятельности. МКО – как ракета, главное в нее войти и отправиться в космическое путешествие». Пашковец Владислав: «Этот проект даёт побывать в пространстве космоса, звёзд, планет и техники ракетостроения».

Петросян Сероб: «МКО даёт почувствовать себя частью настоящей космической команды. Этот проект подарил мне новых и классных друзей». Приданцев Андрей: «МКО позволяет корректировать возможное будущее». В ходе реализации проекта участники изучили материалы, которые помогают им определиться с будущей профессией, «найти свое место в жизни», стать успешными исследователями и инженерами.

Отчет по итогам реализации проекта принят Фондом президентских грантов без замечаний.

Контакты

Задать вопрос
Позвонить

ОУ "ККДНИТ", 660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Урицкого, д. 61,

приемная +7 (391) 227 85 00

Задать вопрос

Красноярский краевой Дом науки и техники Российского Союза научных и инженерных общественных объединений
© 2020